Храм Покрова на Нерли

  1. Общее описание
  2. История строительства
  3. Тайны Храма

«Все дороги ведут к Храму». Расхожее выражение, азбучная истина? Но жизненно верные. Скромная сельская церквушка или величественный собор – рано или поздно, из любопытства, по вере или от отчаяния приходят в храм люди. Забывают про плотское, материальное, ищут духовный смысл в своей жизни. Дорога к этому храму достаточно долгая: 1,5 км пешком по простору, среди лугов и разбросанного по горизонту леса, наедине со своими мыслями и тревогами. Чтобы успеть и подумать обо всём, и душу очистить. Тогда, как награда, вдруг вырастает впереди она, белоснежная красота Покрова на Нерли.

Покрова на Нерли

Жемчужина храмового зодчества

Её и невестой называют и шедевром, с поэмой сравнивают и с прекрасной миниатюрой в белокаменной книге Владимиро–суздальской храмовой архитектуры.  Об авторах храма Покрова нет точных сведений. По одним источникам князь Андрей Боголюбский собрал мастеров со «всея Руси», по другим – архитекторов и строителей прислал ему друг, император Фридрих Барбаросса.

Место для храма выбрано удивительно удачно: в пойме слияния Клязьмы и Нерли, среди заливных лугов, на небольшом холме. В старину, когда основными дорогами были реки, он встречал гостей владимирских, поражая сердца их красотою и величием. 

Храм очень точно выстроен по размерам, соотношению пропорций. Лишен яркости фресок и блеска позолоты, но это лишь подчёркивает его красоту и воздушность, удивительную гармонию с окружающей природой. За эту непонятную эфемерность и лёгкость, за неземной полёт в небеса Покрова на Нерли во всех справочниках и путеводителях называют церковью, храм уж очень весомое слово, основательно-прочное.

Храм Покрова на Нерли

 

Кто строил?

По преданию церковь построили за «одно лето». При строительстве было применено много хитростей, которые и делают Покрова на Нерли как бы парящим над землей: стены с неуловимым наклоном внутрь, узкие длинные бойницы-окна, удлиненные рельефные колонки аркатурного пояса в верхней трети фасадов. И все эти приемы говорят о заморской школе, итальянской или немецкой.

Холм под фундамент у церкви насыпной. Стены украшены каменными барельефами из священного писания. Царь Давид, символизирующий Иисуса Христа, играет на гуслях, ему внимают грифоны, львы и фениксы. Рельефные, вытянутые ввысь колонки заканчиваются барельефами тех же грифонов, львиных морд и женских ликов. 

И тут ясно видна рука местных умельцев. Знали про большие весенние разливы, которые бывают в несколько лет раз. Укрепили насыпью фундамент. Морды у львов на стенах сытые, круглые, как у котов домашних. Да лица дев явно не аскетой утомлены, круглощёкие, весёлые, наверняка с местных молодок слеплены.

Потому записали в летописях то ли в 1158 г., то ли в 1165 г. просто: построил князь Андрей, он же «украси ю чудно».

Покрова на Нерли

Ни время, ни злоба

Считается, что Матерь Божия является покровительницей Владимиро-Суздальского княжества. Андрей Боголюбский особо почитал её, видел во сне: святая велела ему отвезти во Владимир свою икону. Там, где увидал сон, князь построил Боголюбово, свой родовой замок. Рядом распорядился воздвигнуть церковь Покрова на Нерли в честь им же придуманного и принятого праздника Покрова Святой Богородицы. И, конечно, Богоматерь эту церковь взяла под свою особую опеку. 

Правда или домыслы о вышнем заступничестве, но храм не уничтожили, ни монголо-татарское нашествие, ни первые годы советской власти, ни апокалипсис Великой Отечественной войны. Не уничтожило даже разрешение в 1784 году Владимирского епископа разобрать церковь на строительный камень. Игумен Боголюбского монастыря разрешение получил, а вот в цене с подрядчиками не сошёлся: жадность погубила варварство.

 

Тёмные страницы

Удивительно, что такой невиданной красоты церковь считается построенной человеком далеко не высшей нравственности. Андрей Боголюбский, по летописным источникам, был замешан в кровосмешении, убийстве родственников, был причиной смерти первой жены, погиб из-за второй. Бог ли, судьба ли, провидение ли должны были отвернуться от него. Что и случилось. Князя убили ближайшие родственники по линии жены. Убивали непрофессионально, долго и мучительно. Сохранилось даже место, где его добивали, где отсекли ему руку и бросили тело на произвол судьбы. Церковью князь был канонизирован. В сердцах тогдашних жителей Боголюбово не остался, судя по тому, как усердно они грабили замок после убийства князя. Лишь два человека, киевлянин Кузьмище Киянин и игумен Феодул, позаботились о теле убитого и погребении его.

И всё-таки по делам получил князь Андрей мучительную смерть от близких за невиданную жестокость и злобу, канонизацию за верность православию и ту же мучительную смерть. Но будем судить не по записям в летописных фолиантах, не по оценке современников, а по памяти. Память об Андрее Боголюбском – это не только обширное Владимиро-Суздальское княжество, это ещё и множество памятников архитектуры, среди которых и неповторимая церковь Покрова на Нерли.

Дополнительная информация