Полуостров и маяк Гамова

Крайний безлюдный участок суши с чистейшими прибрежными водами, яркой зеленью и суровыми скалами. Труднодоступность полуострова Гамова помогла ему сохранить свои красоты в первозданном виде. Нагорье полуострова перемешано с одинокими горными выступами. Между вершин текут чистые ручьи и реки.  Небольшая пологая линия берега вместе с примыкающей территорией входит в состав Морского заповедника. Прилегающая акватория усыпана подводными камнями и скальными выступами в виде небольших островов.

Единственный населенный пункт – поселок Витязь, расположившийся в начале полуострова. Дальше, на самом его краю, стоит маяк Гамова, где так же обитает небольшое количество людей. Уединение, красота, строгость природы, а также аскетизм и преданность его жителей восхищают. Редкие птицы и растения создают уникальный облик этого скалистого уголка, а весной от красоты буйно цветущих рододендронов просто кружится голова.



Прибрежная полоса Японского моря хорошо прогревается и отличается прозрачностью, это обеспечивает богатство подводного мира. Бухта Алексеева является пристанищем для тюленей, а в бухте Витязь много ершей, креветок, гребешков, мидий и актиний. Не редкость здесь и акула. Именно возле берегов Гамова случилось первое нападение в Приморье этого хищника на человека. У островов Таранцева обитают гигантские осьминоги, весом более 20 кг. По суше ходят гималайские медведи, амурские тигры, пятнистые олени, енотовидные собаки, косули, уссурийские коты. Здесь много редчайших пернатых – сов, журавлей, мандаринок, а еще встречаются прекраснейшие бабочки. Вокруг растут аралии, дубы и березы, поляны покрыты ирисами, ромашками и лилиями. Смесь из таежных и тропических растений выглядит ярко и экзотично.

Здесь выпадает мало снега, зато часто идут дожди и выпадают туманы, а погода за день может меняться несколько раз. Самая яркая черта этого муссонного климата – тайфуны, которые посещают полуостров до 10 раз в год. В акватории полуострова при полном безветрии у мыса Шульц видны затонувшие суда. Недалеко найдены пароход «Владимир» и судно «Кварц».

Маяк Гамова

Полуостров Гамова, южную оконечность которого увенчал маяк, был открыт моряками исследовательского судна «Паллада». Глубоко выступающий в море участок скалистой земли, крутой мыс и воздвигнутый впоследствии маяк были названы в честь гардемарина Гамова, который был офицером этого судна. 

Уже долгое время маяк Гамова предупреждает суда об опасности. Острая оконечность полуострова, о скалистые выступы которого не раз разбивались суда, резко выступает в море. Местная акватория характеризуется изобилием штормов. Сильные ветра и частые туманы затрудняли мореплавание в этом районе. Однажды в 1897 году здесь разбилось судно – пароход «Владимир». Он так и не смог войти в порт Посьет, столкнувшись со скалами полуострова Гамова. Это было не первое судно, потерпевшее крушение у негостеприимного мыса. В хорошую погоду с берега полуострова видны останки затонувших кораблей.

Именно частые трагедии послужили причиной постройки сигнального сооружения. Все необходимое для воздвижения маяка нашлось поблизости. Блоки были взяты из каменного карьера на полуострове – они послужили фундаментом для маяка. Ближайшие бухты Витязь и Теляковского поделились песком и глиной. Ждать пришлось только лес для постройки, его везли издалека.  Строительные работы неожиданно затянулись. Вместо планируемых трех лет с 1901 по 1904 год, маяк был закончен только в 1906. Сначала было утеряно оборудование, далее следовали бумажные проволочки, а после началась война между Россией и Японией. Вокруг маяка Гамова были сооружены необходимые хозяйственные постройки и первый смотритель сигнального сооружения – техник Туркович приступил к своей службе. К 1910 году здесь был установлен колокол, для звукового информирования судов об опасном участке в периоды слабой видимости. Обслуживали маяк военные, матросы и наемные рабочие.



Маяк Гамова стоит на возвышенном берегу белым уединенным строением, сохранив первоначальный вид, который дополнился современными постройками. Это восьмиугольная башня, светильный прибор маяка расположен рядом в одноэтажном строении у основания башни. Маяк красив и суров. Во всем образе просматривается некая важность от ответственной миссии, которую он несет. Сооружение и в современное время выполняет важную роль – служит навигационным ориентиром, помогая судам целыми и невредимыми попасть в гавань. В маяке расположена метеостанция, которая ранее была в Постье, она работает на мысе с 1907 года. Навигационное сооружение с давней историей, построенное еще в начале позапрошлого века, исправно работает для современного судоходства и одновременно является музейным комплексом.

Сейчас маяк числиться номером 1 в реестре сигнальных сооружений России. Он пережил реконструкцию и представляет собой светооптическое сооружение второго разряда, с радиомаяком, наутофоном и сиреной. Его высота 68 м над у. м. Имеется мачта, для семафорного оповещения судов, а на самом конце мыса, рядом с сигнальным колоколом стоит сирена.

Как Добраться

Добраться сюда не просто, но люди едут на полуостров за яркими впечатлениями от надводного и подводного мира, за красочными фото и незабываемыми эмоциями. Передвижение по полуострову доступно только на транспорте с высокой проходимостью. Попасть в поселок Витязь можно на пароме от Владивостока с Карабельной набережной в село Славянка. Далее ехать по трассе от Славянки до Андреевки – это 40 км, и еще 6 км от Андреевки до Витязя ведет грунтовая дорога. Можно избежать переправы и ехать из Владивостока мимо Славянска до Андреевки по автомобильной трассе это около 220 км.

От Владивостока ходит рейсовый автобус до поселка Зарубино, выйти придется на повороте, ведущем в Андреевку, далее пешком. Летом из Уссурийска пускают маршрутные такси, они следует прямо до Андреевки, оттуда можно нанять машину в поселок Витязь.

Довольно дорогой способ – быстроходный катер, он везет из Андреевки не более 6 человек, цена свыше 2000 руб. в один конец.

Комментарии  

0 #1 Ирина 19.01.2017 13:15
Вообще то витязь и Гамова это в Приморском крае а не на Сахалине.
Цитировать

Дополнительная информация