Железнодорожная заполярная дорога

«Путь в никуда», «Мертвая дорога жизни», «Великий северный железнодорожный путь». Бесчисленное количество эпитетов печальных и обнадеживающих сохранилось в память о трансполярной магистрали. Заброшенная, отнявшая много сил времени и главное – жизней, железная дорога, соединяющая узловые пункты Чум — Салехард — Игарка. Беззащитность Севера и необходимость пути, который укрепит этот регион, была осознана после войны. В связи с этим началась экстренная постройка дороги. Стройка была известна под номером 501. Это, в отличии от постройки других знаменитых дорог, например БАМа, была печальная известность.

Западная Сибирь, расположенная в низменности, славна своими болотными непроходимыми местами. Район полярного круга – пустая глушь. Плотность населения 1 человек на 20 кв. км. Ни видно ни городов, ни деревень. Сложно обитать в условиях, где восемь месяцев лежит снег, температура падает ниже – 50, снег наметает до 2-х метров, а сильные ветры провоцируют регулярные бураны. Короткое лето пробуждает миллиарды кровососущих обитателей болот, а отравляющие испарения награждают болезнями легких.



Живут в этих местах лишь коренные народы, чей промысел – оленеводство и рыбалка. Заняться чем-то другим на болотистых бесплодных почвах невозможно. Тем не менее, оглушенные своим успехом в войне, социалистические правители во главе со Сталиным решились на реализацию утопической идеи, к сожалению не единственной в годы коммунизма… В постройке дороги использовались силы заключенных, в основном сидевших по политическим статьям. Именно таких требовало начальство стройки. Вольнонаемников было не много. Условия стройки были ужасающие. Люди жили в палатках и землянках, учитывая погодные условия региона – короткое лето, дожди, грязь и сильны морозы, проживать в таких условиях было очень сложно.

Официальные источники заявляли, что смертность среди рабочих составляла 0,8%. Слухи твердили о другом… Фраза «скелет под каждой шпалой» относится именно к этой дороге. Так тяжело давался северный путь своему народу. Бессмысленность стройки была понята не сразу. Поверхность и непрофессионализм, стремление любыми путями удешевить прокладку и ускорить темпы задачи стройки привели к плачевному результату.



Проложить рельсовый путь через сибирские болота – задача технически не простая. Здесь требовался основательный подход, дренажи, осушение, сваи, мосты. Но ни чего этого в проекте не было. Насыпи сооружались ручным способом. Водоемы планировали пересекать летом на пароме, зимой, кладя рельсы прямо на лед. Первые пробы ледяных путей никак никто не хотел проводить. Ни один машинист не мог решиться сесть за руль и пустить несколько тонную машину по ледяному полю. Пока не поступило предложение дать вольную испытателю. Вызвался один человек, догнав машину до середины пути, он оглянулся и обомлел – рельсы сзади исчезали под водой. Он все-таки успел перебраться на другой берег, и получил вожделенную свободу. Однако дорога оказалась не пригодной. Задача, поставленная перед строителями сталинским правительством, была не просто трудоемкая. Специфические условия местности не позволяли воплотить в жизнь желаемое. Опоры вбиваемые в мерзлую землю – выталкивались перепадами температур. Болотистые широты порой промерзали и после оттаивания поглощали проложенные участки пути. Слои вечной мерзлоты, сдвинутые при постройке, оттаивали и начинали смещаться, увлекая за собой железнодорожное полотно.



Если бы стройка и была доведена до конца, то итог ее был бы безрезультатным. Пускать поезда по таким рельсам было бы невозможно. Обслуживание и ремонт такой трассы был нецелесообразен и невозможен технически. Но самым бессмысленным было то, что соединяла бы эта дорога на тысячи и тысячи километров пустынные безлюдные участки, не имеющие ни промышленной, ни антропогенной нагрузки. Никто не посмел открыть Сталину глаза на бесперспективность постройки, и задачу пытались выполнить в рекордно короткие строки. В результате четыре года бессмысленного, тяжелого производства, огромные финансовые затраты, смертельные потери человеческих ресурсов. Стройкой руководил лично Сталин. Закрыта она было после его смерти.

Сейчас безжизненное полотно сохранилось практически в том же виде. Никто не стянул рельсы в пункт металлоприема, никто не разобрал замершие на путях трофейные и советские паровозы, никто не тронул брошенное прямо среди болот оборудование… Потому что не кому. Потому что вокруг – болотистая пустыня. Рельсы поросли лесом, провалились под землю, выдавились из почвы. Покрытый ржавчиной путь лежит мертвыми полосами на земле.

Путь, который стоил огромных усилий.

Рельсы, по которым никто не проехал.

Дорога, которая ведет в никуда.

Это памятник тоталитаризму и бесперспективности, он стоит того, чтобы на него взглянуть. Чтобы понимать – самоуверенность, диктатура и отсутствие критического взгляда творят ужасные вещи. Ужасные и бессмысленные.

Комментарии  

0 #1 Александр Васильевич 13.03.2015 15:04
А строящийся сейчас Северный широтный ход не продолжение этой дороги?
Цитировать

Дополнительная информация