Закхаймские ворота, осколок старого Кенигсберга

Там, где Московский проспект пересекается с Литовским валом, можно увидеть еще один островок истории, когда-то служивший городу Кенигсбергу надежной защитой – Закхаймские ворота.

Судьба всех исторических реликвий современного Калининграда практически одинакова. В начале семнадцатого века здесь, на юго-восточном рубеже первой линии земляных укреплений, построили ворота под названием Закхаймские, в честь слободы, на территории которой они находились. Когда-то тут были леса, но после постройки замка Кенигсберг, их вырубили и соорудили жилье для гарнизона рыцарей Тевтонского ордена, охранявших замок. Со временем здесь поселилось разношерстное население, принесшее местечку Закхайм дурную славу.

Закхаймские ворота

История строительства

Проект самого раннего варианта ворот разработал профессор Штраус, работавший в местном университете. Кстати, Кенигсбергский университет, открытый 17 августа 1544 года первым герцогом Пруссии и последним Великим магистром Тевтонского ордена Альбрехтом Гогенцоллерном, чью скульптуру можно видеть в нише Королевских ворот, можно считать первым высшим учебным заведением на российской территории, если брать современный расклад карты.

Закхаймские ворота перестраивали по разным причинам не один раз. Они разрушались от вражеских набегов, горели в огне пожаров вместе с городом и буйной Закхаймской слободой. Начавшаяся в середине девятнадцатого века волна модернизаций военных сооружений города под руководством талантливого военного инженера, генерала от инфантерии Эрнста Людвига фон Астера, дала Кенигсбергу в 1865 году новый вариант Закхаймских ворот, фрагментарно дошедший до наших дней. Они были расположены недалеко от Королевских ворот, южнее находился бастион Литова и речка Преголя.

Закхаймские ворота в 19-ом веке

Архитектура

По архитектуре, конечно же, это была неоготика, тот же красный обожженный кирпич, те же длинные, вытянутые в высоту, бойницы, башенки для прикрытия с зубцами, каменные украшения из желтого песчаника, горельефы. Вторая оборонительная линия Кенигсберга была строго выдержана в одном стиле. Ворота имели один широкий проезд, тянувшийся по длинному сводчатому проему. По краям военного архитектурного ансамбля стояли по две симметричные башни с каждой стороны. С городской – они были круглой формы с расположенными в них бойницами с арочным закруглением. По бокам проезда были сделаны два узки пешеходных прохода.

С внешней стороны ворот висел горельеф с изображением черного орла, высшего военного ордена государства, учрежденного 18 января 1701 года прусским королем Фридрихом I в день провозглашения Пруссии королевством. Угловые башни с этой стороны были восьмиугольной формы.

Закхаймские ворота смотрелись величественно и грозно. В комплексе с земляными валами второй линии обороны и прилегающими стенами казематов, они представляли мощное защитное сооружение. Дорога, идущая через ворота в город, проходила по подъемному мосту, перекинутому через заградительный ров с водой.

Закхаймские ворота в 19-ом веке

Интерьер

Закхаймские ворота выполняли предназначение современного КПП – контрольно-пропускного пункта. В их верхней части над проемом находились два горельефа уважаемых людей того времени. Поскольку в те не простые времена военные пользовались особым уважением, то понятно, что изображение посвящались им. Это были генерал-фельдмаршал Иоганн Давид Людвиг Йорк и Фридрих Вильгельм фон Бюлов, генерал от инфантерии (последнее означает пехота). Оба отличились в наполеоновских баталиях, пользовались огромным авторитетом и были кавалерами множества орденов, в том числе и российских.

 

Закхаймские ворота, внутри

Современное состояние

Служба Кенигсбергу закончилась для них в начале двадцатого века. Земляные насыпи прекратили свое сосуществование и ворота стали декоративным интерьером для, пристроенных рядом, жилых домов. К сожалению, не сохранились башни, стоявшие с наружной стороны и скульптурные композиции.

Вторая мировая пощадила их облик. После войны помещения ворот были отданы под склады. Руководству города в советское время Закхаймские ворота «понравились» и в 1960 году они стали охраняемым памятником истории. В 2006 году началось проведение реставрации, а в 2013 – переданы в ведомство городских фотохудожников.

Адрес: Калининград, Литовский вал 61

Дополнительная информация