Перевал Чике-Таман

Тем, кто однажды проделал путь по перевалу Чике-Таман, он запомнится надолго. Высота перевала почти полтора километра, он бежит по обрывистому срезу крутого склона. С одной стороны нависают грозные скалы, а с другой видны крутые обрывы. Именно острыми ощущениями и головокружительными видами знаменит перевал среди туристов. Чике-Таман располагается на Чуйском тракте, подъем к нему начинается от села Хабаровка и составляет четыре километра. Во время пути замирает дух, несмотря на то, что наиболее опасные участки пути огорожены защитными бетонными стенами. Современный путь через перевал имел своего предшественника. С дороги хорошо виден старый тракт, который петляет поворотами среди многочисленных горных уступов. Эта дорога насчитывает более 40 поворотов и зигзагов.

Перевал Чике-Таман в переводе с тюркского означает Плоская Подошва. Главная алтайская горная дорога – Чуйский тракт – проходит через этот перевал, в районе которого она превращается в серпантин.В давнее время здесь проходили повозки и упряжки, запряженные лошадьми, ездить на которых было опасно и сложно. Один ямщик даже сгоряча написал, что это не перевал, черт-атаман, длиной в 48 грехов – по количеству зигзагов. Часто приходилось слезать с повозки и вести лошадей под уздцы. Малые закругления и узкие уступы приводили к тому, что колеса то и дело зависали над неогороженной пропастью. Стоило лошади немного оступиться, и она вместе с повозкой могла слететь вниз.

На самом верху растет дерево увитое ленточками. Раньше их повязывали в знак благополучного перехода через сложный участок. Сейчас там оставляют ленты на счастье. Этот обряд называется тюркским словом «джалама», что означает благодарность и дар богам. Среди современных водителей авто во времена, когда асфальтированная дорога доходила только до Бийска, перевал имел дурную славу, про него рассказывали много жутких и трагичных историй. Опасный путь плюс трудные погодные условия приводили к частым авариям.

История прокладки дороги

Прокладка новой трассы положила конец опасному переезду через гору. Лишь немногочисленные туристы посещают старую, посыпанную гравием дорогу, ради умопомрачительных видов. Еще раньше через перевал Чеке-Таман вело три пути. Один из них считался абсолютно непригодным для экипажей, а два других отличались твердостью покрытия. Прокладка колесного пути обнажила старую дорогу, ведущую к китайскому перевалу. Это был хорошо расчищенный, тщательно выровненный путь, который местные жители могут определить и сейчас, благодаря сохранившейся медной просадке – следов от колес телег.

Изыскания по прокладке удобного пути проводились несколько раз. Для этого использовались автомобили-испытатели. Однако повороты зигзагов были настолько узкими, что водителям приходилось делать несколько маневров, прежде чем удавалось удачно вписаться в поворот. Несколько лет исследований, проб и трудоемкого строительства и в 1927 году прокладка нового тракта для автомобильных дорог была завершена. Чике-Таманским перевал стал преодолим. Это стоило огромных трудов – возведение земляных насыпей, подрывные работы с гранитными скалами, титанический труд рабочих, отсутствие возможности использовать технику. Строители сместили более чем полтора миллиона тонн земли. Дорога расширялась, укреплялась и подсыпалась.

Новый тракт был сдан в 1984 году. Инженеры не сразу решились использовать имеющуюся дорогу, предлагали обходные пути и прокладку межгорного туннеля. Однако это было невозможно в виду удаленности объекта от источников электричества и воды. Современная дорога проходит не совсем там, где раньше вился старый тракт. С новой трассы проглядываются оставленные участки пути, которые кое-где превратились в еле заметную тропинку. Эти виды навивают страх, даже смотреть на них жутко. Стоит лишь представить себе, что люди, путешествуя по ней, находились во власти случая, и все зависело от спокойного норова и покладистости лошади…

Чике-Таман знаменит не только перевалом с острыми ощущениями. Весной все северные склоны покрываются нежным розовым цветом – это буйствует маральник. В то же время на южных склонах распускаются алтайские тюльпаны сочного желтого оттенка. Перевал выступает водоразделом между реками Большой и Малый Ильгумень. Склоны гор поросли березой, лиственницей, кедром, моховыми и травянистыми зарослями. Особенность флоры перевала – хорошо развитый подлесок из жимолости и таволги. Фауна представлена степными и лесными обитателями, очень много птиц, особенно хищных. Встречаются гадюка, щитомордник и ящерицы. По тракту проводят экскурсии, они занимают немного времени, но сильные впечатления гарантированы благодаря обрывам и живописным видам. С седла перевала видны оба пути – старый и новый, со всеми зигзагами и поворотами.  В настоящее время перевал имеет статус природного памятника. Сюда съезжается большое количество туристов. Их цель полюбоваться на извилистые серпантины, горно-скалистые виды и ландшафты лесостепи.

Дополнительная информация