М52 – Чуйский тракт

Чуйский тракт – главная дорожная артерия горного Алтая. Много есть в России очень живописных дорог и одна из них пролегает по территории Алтайского края. Протяженность трассы М52 составляет почти тысячу километров, однако лишь часть ее называется Чуйский тракт. Свое начало тракт берет в Бийске, а заканчивается у российско-монгольской границы. Первые 150 км дорога пролегает вдоль реки Катунь, всю же остальную часть путь проходить вдоль реки Чуя и  именно в честь нее тракт и получил свое название. Практически на всем своем протяжении имеет асфальтобетонное покрытие и по одной полосе в каждую сторону. Благодаря тому, что весь путь проложен вдоль рек, тракт не имеет туннелей, однако при этом  на его пути встречаются несколько перевалов и множество мостов.

Путешествие по Чуйскому тракту

Чуйский тракт проходит преимущественно по горной местности и все время поднимается вверх. Благодаря тому, что дорога прошла по долинам рек, ее окружают очень живописные места, и для людей, редко бывающих в горной местности, одна лишь поездка по этой территории может вызвать бурю положительных эмоций. От Бийска до Горно-Алтайска дорога пролегает преимущественно по равнинной местности и самые интересные места начинаются после Горно-Алтайска. По пути к границе, дорога пересекает множество Алтайских хребтов и перевалов, некоторые из которых достигают в высоту более 2000 метров. Так же по пути следования пересекаются несколько рек, а некоторые горные мосты выглядят особенно впечатляюще.

Самые простой и короткий маршрут, подходящий для ознакомления с дорогой, проходит до Горно-Алтайского Ботанического сада, который находится всего в 50-ти километрах от Горно-Алтайска. По пути следования вы будете проезжать несколько интересных достопримечательностей Алтая, такие как например знаменитый источник Аржан-Суу, Тавдинские пещеры, Камшлинский водопад, а венцом вашего путешествия станет посещение горно-алтайского ботанического сада. Есть по пути следования и более мелкие, но не менее примечательные объекты, главное внимательно смотреть на указатели, которые расположились вдоль дороги.

Однако если вы желаете проехать как можно дальше по Чуйскому тракту, то очень интересным местом для посещения и в тоже время финишной точкой вашего маршрута могут стать красные ворота Алтая. Это ущелье расположилось немного в стороне от тракта, на его съезде, но при этом представляет собой удивительное зрелище. Скалы красного цвета выглядят очень необычно и очень удивительно. Находятся красные ворота Алтая более чем в 300км от Горно-Алтайска. Но именно на таком удалении и начинаются самые красивые пейзажи тракта. Например в районе поселка Курай открываются удивительные виды на Северо-Чуйский хребет и мало кто может проехать мимо в первый раз и не остановится, для того чтобы насладится этим зрелищем. Однако есть один немаловажный момент, расстояние вашего маршрута будет целиком и полностью зависеть от расположения турбазы, на которой вы поселились, ведь многие из них как раз и располагаются вдоль Чуйского тракта, а не в Горно-Алтайске.

 

История строительства

Впервые о необходимости хорошей дороги по Горному Алтаю к границе с Монголией заговорили еще в середине 19-го века. В то время торговля с Монголией приносила немалый доход местным торговцам, да и сам край нуждался в надежном пути сообщения между городами и селами. Однако построенная к концу века дорога получилась весьма плохого качества, и подходила лишь для передвижения конных телег. А весной и осенью и вовсе дорога была труднопроходимой. За дорогой плохо следили и не проводилась никаких ремонтных работ, к 20-ым года 20-го века он пришла в плачевное состояние.

Вновь о необходимости хорошей дороги заговорили к 30-ым годам, когда развернулись исследовательские работы в районе и был принят план строительства вдоль рек Катунь, Сема и Чуя. Строительство проходило в тяжелейших условиях, и как  это обычно делалось в 30-ых годах, все строительные работы производились силами заключенных. Всего было задействовано до 12 тысяч человек на стройке и к 1934 дорога протянулась уже до Кош-Агача и по тракту потянулись первые автомобили, а к началу 1935 проект был полностью завершен. Однако постоянные работы продолжались еще почти всю половину 20-го века. Так 60-ых и 70-ых годах было построено несколько новых железобетонных мостов взамен старых, так  же пробивались и строились новые перевалы, которые существенно укорачивали и упрощали путь.  Последние работы проводились в 2007 году, когда на удаленном участке дороги длинной в 100км, близ монгольской границы, было уложено асфальтовое покрытие взамен старой щебеночной насыпи.

                       

Музей

Есть у  этой уникальной дороги и свой небольшой музей, которых входит в состав краеведческого музея в Бийске. В экспозиции представлены различные экспонаты, которые связаны не только с современной историей дороги, но и многое расскажут вам о том, как в этих местах передвигались люди две сотни лет назад. В музее вы многое узнаете о строительстве тракта, о его маршруте и естественно о самых интересных местах на пути следования.

 

Старый Чуйский тракт

Несмотря на то, что хорошая дорога в Горном Алтае появилась лишь в 20-ом веке, уже давно в этом месте существовала дорога, старый Чуйский тракт или так называемый Мугальский тракт. Это была узкая дорога вдоль обрыва, на котором сейчас с трудом разъезжаются две машины, а мосты все и вовсе настолько узкие, что и одной машине на нем непросто проехать. Дорога не везде проходила по тем путям, где сейчас идет Чуйский тракт и вдоль современного пути можно найти участки старого тракта, и даже проехать по ним. Местами дорога защищена по краю каменной кладкой, высотой до метра, однако есть и такие места, где вдоль горы идет узкая дорога и с одной стороны обрыв без всякой защиты.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Дополнительная информация